Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг» для 3 «Д» класса
Направления: трудовое, общеинтеллектуальное, общекультурное
Составитель: Морозова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2015-2016 уч.г.
Структура программы по курсу внеурочной деятельности «Мир вокруг»
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
3. Описание места программы в структуре ООП.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности.
6. Содержание программы по внеурочной деятельности;
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
8. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
- Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Мир вокруг».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федераци»
- Методических рекомендаций «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования» (далее – ФГОС НОО).
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
- Концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012.
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010;
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 3» г. Юбилейного Московской области на 2011-2015 гг.
- Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
- Положениию внеурочной деятельности на начальной ступени образования МОУ «Гимназия № 3» г. Юбилейного Московской области от 31.08.2012 года № 74/8
- Устава МОУ «Гимназия № 3»,
- Сборника программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М. : Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа.
- Авторской программы Шевченко Е. А. «Хочу знать!» - г Тайга Кемеровская область СОШ № 160; 2011г.
- Общая характеристика программы «Мир вокруг» по внеурочной деятельности в 3 «Д» классе.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
- Описание места программы в структуре ООП.
Программа «Мир вокруг» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 68 часов и предполагает проведение 2 занятий в неделю, которые состоят из теоретической и практической части.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
- Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Мир вокруг» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы «Мир вокруг» служит сформированность у обучающихся коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
- Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
- Содержание курса внеурочной деятельности «Мир вокруг» в 3 классе
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
4
|
Еда
|
14
|
5
|
Одежда
|
14
|
6
|
Праздник
|
22
|
5
|
Экскурсии
|
18
|
|
итого
|
68
|
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
- Календарно-тематитческое планирование занятий по курсу «Мир вокруг в 3 «Д» классе
(2 занятия в неделю, 68 часов)
№ п\п
|
Тема
|
Практические действия или трудовые операции (примерные)
|
Дата проведения
|
Еда
|
1
|
Как картофель попал в Россию
|
Поделки из картофеля
|
|
2
|
Кое-что из истории конфет
|
Плетение пояса из фантиков
|
|
3
|
Откуда фрукты и овощи получили свое название
|
Рисование овощей и фруктов
|
|
4
|
Каменный мед (сахар)
|
Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)
|
|
5
|
Секретное мороженое
|
Составление рецепта мороженного
|
|
6
|
Где прячутся витамины
|
Поделки из овощей
|
|
7
|
Секрет каши
|
Аппликация с использованием крупы
|
|
8
|
Когда появились первые кулинарные книги
|
Составление рецепта(тема любая)
|
|
9
|
Такая разная капуста
|
Составление загадок о капусте
|
|
10
|
Где появились арбузы
|
«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)
|
|
11
|
Из чего делают пряники
|
Лепка пряников из соленого теста
|
|
12
|
Шоколад
|
Рисование обертки шоколада
|
|
13
|
Такой разный чай
|
Заваривание чая
|
|
14
|
Защита индивидуального проекта по теме
|
|
Одежда
|
1
|
Одежда наших предков
|
Составление кроссворда «Одежда предков»
|
|
2
|
Откуда взялся фартук
|
Рисование и вырезание фартука из бумаги
|
|
3
|
Зачем нужны пуговицы
|
Пришивание пуговицы
|
|
4
|
Откуда взялись шапки
|
Вязание (крючком )
|
|
5
|
Кто придумал обувь? Секреты башмаков
|
Рисование туфель (дизайн)
|
|
6
|
История русского сарафана
|
Рисование и вырезание сарафана для куклы
|
|
7
|
Чем украшают одежду
|
Изготовление аксессуаров
|
|
8
|
С каких пор применяют носовые платки
|
Изготовление носового платка из ткани
|
|
9
|
Юбки и брюки
|
Пошив брюк (или юбки) для куклы
|
|
10
|
Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда
|
Плетение из ниток
|
|
11
|
Домик для пальчиков. Варежки
|
Вязание петель на спицах
|
|
12
|
Что такое «мода»
|
Аппликация
|
|
13
|
Одежда для дома
|
Рисование узора для пижамы (халата)
|
|
14
|
Защита индивидуального проекта по теме
|
|
Праздник
|
1
|
Первые украшения
|
Бусы из бумаги
|
|
2
|
Новогодние игрушки
|
Поделки из бумаги
|
|
3
|
Почему на Пасху красят яйца
|
Роспись яйца
|
|
4
|
История воздушных шариков
|
Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках
|
|
5
|
История фейерверков
|
Аппликация «Салют»
|
|
6
|
История происхождения сувениров
|
Изготовление сувенира из подручных материалов
|
|
7
|
Широкая масленица
|
Чаепитие с блинами
|
|
8
|
Приглашаем к столу
|
Сервировка стола
|
|
9
|
А раньше было так…
|
(Тема любая)
|
|
10
|
Бал-маскарад
|
Изготовление маски
|
|
11
|
Рождественские частушки
|
Разучивание (сочинение) и исполнение частушек
|
|
12
|
Ярмарка
|
Поделки из разных материалов
|
|
13
|
«Не красна изба углами»
|
Составление рецептов пирогов
|
|
14
|
Вкусные украшения
|
Украшения для елки из конфет и фруктов
|
|
15
|
Мишура
|
Поделки из мишуры (фольги)
|
|
16
|
Толковый словарь маркиза Этикета
|
Правила этикета
|
|
17
|
Приглашение гостей
|
Конкурсы для мам и пап
|
|
18
|
Семейные праздники
|
Составление календаря семейных праздников
|
|
19
|
Вечеринка
|
Конкурсная программа
|
|
20
|
Конкурс Золушек и Рыцарей
|
Игровые конкурсы
|
|
21
|
Мишура
|
Поделки из мишуры (фольги)
|
|
22
|
Защита индивидуального проекта по теме
|
|
Экскурсии в музеи и на производство
|
1-5
|
Экскурсия на фабрику мороженого
|
|
|
6-8
|
Экскурсия в краеведческий музей
|
|
|
9-13
|
Экскурсия в пекарню
|
|
|
14-18
|
Экскурсия в Переяславль-Залесский
«На Масленицу к Берендеям»
|
|
|
|
итого
|
68 часовк
|
|
- Описание материально-технического обеспечения
Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|