Пятница, 10.05.2024, 18:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальной школы Морозовой Светланы Геннадьевны

Меню сайта
Мини чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » 3 класс » планирование

"Мир вокруг" программа внеурочной деятельности для 3 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Мир вокруг»  для 3 «Д»  класса

Направления: трудовое, общеинтеллектуальное, общекультурное

Составитель:  Морозова Светлана Геннадьевна,  учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

2015-2016 уч.г.

Структура программы  по курсу внеурочной деятельности «Мир вокруг»

1.      Пояснительная записка.

2.      Общая характеристика программы по внеурочной  деятельности.

3.      Описание места программы в структуре ООП.

4.      Описание ценностных ориентиров содержания программы по  внеурочной деятельности.

5.      Результаты освоения программы по внеурочной  деятельности.

6.      Содержание программы по внеурочной деятельности;

7.      Тематическое планирование с определением основных видов  деятельности обучающихся.

8.      Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

  1. Пояснительная записка

С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Мир вокруг».

     Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

 

Программа составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федераци»
  2. Методических рекомендаций «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования» (далее – ФГОС НОО).
  3. Концепции  духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
  4. Концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым  04 февраля 2010 г., Пр-271 1;
  5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования. - М.: Просвещение, 2010;
  6. Примерной основной образовательной программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012.
  7. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010;
  8. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 3» г. Юбилейного Московской области на 2011-2015 гг.
  9. Приказа Министерства образования и  науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993.
  11. Положениию внеурочной деятельности на начальной ступени образования МОУ «Гимназия № 3» г. Юбилейного Московской области  от 31.08.2012 года № 74/8
  12. Устава МОУ «Гимназия № 3»,
  13. Сборника программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М. : Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа.
  14. Авторской программы  Шевченко Е. А. «Хочу знать!»  - г Тайга  Кемеровская область СОШ № 160; 2011г.

 

  1. Общая характеристика программы «Мир вокруг»  по внеурочной  деятельности в 3 «Д» классе.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
  • Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
  • Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
  • Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
  1. Описание места программы в структуре ООП.

Программа «Мир вокруг» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников.  Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий.  Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.

Объем: Программа рассчитана на 68  часов и предполагает проведение 2 занятий в неделю, которые состоят из теоретической и практической части.  

Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

 

  1. Планируемые результаты

            Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Мир вокруг» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

            Основным объектом оценки результатов освоения программы «Мир вокруг» служит сформированность у обучающихся коммуникативных   и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;
  • умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;
  • способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;
  • умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.
  1. Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

 

  1.  Содержание курса внеурочной деятельности «Мир вокруг» в 3 классе

Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:

№ п\п

Название раздела

Количество часов

4

Еда

14

5

Одежда

14

6

Праздник

22

5

Экскурсии

18

 

итого

68

 

 

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.

Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.

Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.

  1. Календарно-тематитческое планирование занятий по курсу «Мир вокруг в 3 «Д» классе

(2 занятия в неделю, 68 часов)

 

№ п\п

Тема

Практические действия или трудовые операции (примерные)

Дата проведения

Еда

1

Как картофель попал в Россию

Поделки из картофеля

 

2

Кое-что из истории конфет

Плетение пояса из фантиков

 

3

Откуда фрукты и овощи получили свое название

Рисование овощей и фруктов

 

4

Каменный мед (сахар)

Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)

 

5

Секретное мороженое

Составление рецепта мороженного

 

6

Где прячутся витамины

Поделки из овощей

 

7

Секрет каши

Аппликация с использованием крупы

 

8

Когда появились первые кулинарные книги

Составление рецепта(тема любая)

 

9

Такая разная капуста

Составление загадок о капусте

 

10

Где появились арбузы

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

 

11

Из чего делают пряники

Лепка пряников из соленого теста

 

12

Шоколад

Рисование обертки шоколада

 

13

Такой разный чай

Заваривание чая

 

14

Защита индивидуального проекта по теме

 

Одежда

1

Одежда наших предков

Составление кроссворда «Одежда предков»

 

2

Откуда взялся фартук

Рисование и вырезание фартука из бумаги

 

3

Зачем нужны пуговицы

Пришивание пуговицы

 

4

Откуда взялись шапки

Вязание (крючком )

 

5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

Рисование туфель (дизайн)

 

6

История русского сарафана

Рисование и вырезание сарафана для куклы

 

7

Чем украшают одежду

Изготовление аксессуаров

 

8

С каких пор применяют носовые платки

Изготовление носового платка из ткани

 

9

Юбки и брюки

Пошив брюк (или  юбки) для куклы

 

10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

Плетение из ниток

 

11

Домик для пальчиков. Варежки

Вязание петель на спицах

 

12

Что такое «мода»

Аппликация

 

13

Одежда для дома

Рисование узора для пижамы (халата)

 

14

Защита индивидуального проекта по теме

 

Праздник

1

Первые украшения

Бусы из бумаги

 

2

Новогодние игрушки

Поделки из бумаги

 

3

Почему на Пасху красят яйца

Роспись яйца

 

4

История воздушных шариков

Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

 

5

История фейерверков

Аппликация «Салют»

 

6

История происхождения сувениров

Изготовление сувенира из подручных материалов

 

7

Широкая масленица

Чаепитие с блинами

 

8

Приглашаем к столу

Сервировка стола

 

9

А раньше было так…

(Тема любая)

 

10

Бал-маскарад

Изготовление маски

 

11

Рождественские частушки

Разучивание (сочинение) и исполнение частушек

 

12

Ярмарка

Поделки из разных материалов

 

13

«Не красна изба углами»

Составление рецептов пирогов

 

14

Вкусные украшения

Украшения для елки из конфет и фруктов

 

15

Мишура

Поделки из мишуры (фольги)

 

16

Толковый словарь маркиза Этикета

Правила этикета

 

17

Приглашение гостей

Конкурсы для мам и  пап

 

18

Семейные праздники

Составление календаря семейных праздников

 

19

Вечеринка

Конкурсная программа

 

20

Конкурс Золушек и Рыцарей

Игровые конкурсы

 

21

Мишура

Поделки из мишуры (фольги)

 

22

Защита индивидуального проекта по теме

 

Экскурсии в музеи и на производство

1-5

Экскурсия на фабрику мороженого

 

 

6-8

Экскурсия в краеведческий музей

 

 

9-13

Экскурсия в пекарню

 

 

14-18

Экскурсия в Переяславль-Залесский

«На Масленицу к Берендеям»

 

 

 

итого

68 часовк

 

 

 

 

 

 

 


 

 

  1. Описание материально-технического обеспечения

Список литературы

  1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
  2. История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.smekalka.pp.ru/
  3. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/
  4. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/
  5. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html
  6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  7. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
  8. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
  9. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.
  10.  Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
  11.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Категория: планирование | Добавил: dklass2013 (04.10.2015)
Просмотров: 8601 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Дневник ребёнка
Сайт гимназии
ГИМНАЗИЯ №3 новый
Про школу ру
Блог род.комитета

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz