Понедельник, 20.05.2024, 17:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальной школы Морозовой Светланы Геннадьевны

Меню сайта
Мини чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » 2 класс » русский язык

"В городе родственных слов"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе Тема :  «В городе родственных слов» (Распознавание однокоренных слов.)

Учитель высшей категории  Морозова С.Г.  10 декабря 2014 г.

Цель:

 – развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов).

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся находить в словах корень и находить родственные слова, употреблять их в речи.

2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи урока через планируемые результаты.

Личностные:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Предметные

  •  формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД

  • учить соблюдению правил работы в группах,  учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

 Познавательные УУД

  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Методы: словесный, наглядный,  репродуктивный

Приемы: рассуждение, создание проблемной ситуации.

Формы организации: групповая, коллективная.

Технологии:   здоровьесберегающего обучения,  интерактивные технологии.

 

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

 

Комментированная запись числа.

 

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу, в котором живут семьи слов.

- Возможно нам встретится нечто удивительное.

- А когда человек удивляется, он какой звук произносит?  …О!...

- Давайте начнем наш урок с красивого письма буквы, которая обозначает этот звук.

 

Прописывание строчной буквы О без соединения, с верхним соединением, с нижним соединением.

 

- Посмотрите, мы догнали группу слов. Какие из них входят в одну семью и будут нашими попутчиками? Обоснуйте свой выбор.

- Запишите эти слова, выделите корень.

- Как мы стали называть слова, имеющие общий корень и общее значение?

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

 

- Давайте посадим корень –рыб- и посмотрим какое дерево слов у нас вырастет.

На листочках ведется запись. При проверке слова выносятся на доску.

Вставь пропущенные слова, выдели корень, пользуясь деревом.

Мой папа заядлый ______________ . Он может поймать и маленькую  ______________, и большую __________________ . Папа приносит _________ домой, а мама варит _________________ суп.

 

ФИЗМИНУТКА

- Чтобы дереву не было одиноко, подберём ему родственников. Если я называю однокоренные слова к слову дерево, вы поднимаете руки вверх, если к слову сад -  приседаете.
  Сад, дерево,  садовый, деревянный, сажать, садовник, деревце, садочек, лесочек.

 

Проблемная ситуация

- Посмотрите, эти слова сомневаются: родственные они или нет.

- Поможем им?

- Напомните признаки родственных слов.

– Какая общая часть  у слов? (Есть общая часть кол.)

– Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них есть общая часть? (Нет, должен быть и общий смысл.)

– Есть ли у каких-то слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.)

– Как это доказать? Ваши предложения.

Выслушиваются мнения учеников.

– Нужно определить значение через какое-то из этих или родственных слов: колокольчикмаленький колокол, похожий на колокол, через другие слова объяснить нельзя.

Запись слов тетрадь.

 

– Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)?

– Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.

- Подберите к этим словам родственное прилагательное.

Колокольный (звон)

– Обозначьте в словах корень.

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

- Прочитайте слова.

– Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему?

– Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.)

– Какое слово не к своему дереву пришло?

 

- Из диалога выпишите родственные слова.

- Вы кто такие?

  - Я – гусь. Это – гусыня. Это – наши гусята. А ты кто?

  -А я ваша родственница – гусеница!

 

- Почему не записали слово ГУСЕНИЦА?       

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ   ГЛАЗ

 

Игра «Рассели жильцов».

На доске три домика. В первом живут родственники с корнем

-зим-, во втором – с корнем -мор-,в третьем – с корнем –вод-  . У детей на столах карточки со словами

 

– Дома стоят рядом, и в них одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.

Коллективная работа у доски с карточками.

- Кто считает, что его слово должно жить в первом домике? И тд

- Кто не «заселил» своё слово? Почему?

зима  зимний  зимовка  зимовать

морской  моряк  море   мороз

вода  водичка  водный  водитель

 

Работа с карточками

 

Карточка на ряд ( для работы парами) РП

Пара должна объяснить, какое слово вычеркнула

 

РП      В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Солёный, соль, посолить, соловей, пересолить.

Белый, беленький, бельё, белила, побелка.

Горный, горка, городок, гора, горочка.

Дом, домик, домашний, домино, домовитый.

Снег, снеговик, снеговой, снегирь, Снегурочка.

СР   __________________________________(Фамилия, Имя)

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются  однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

 7. Мороз, замороженный, морозит.

 Составьте предложение с первой группой однокоренных слов.

Садовник в саду посадил садовые растения.

ΙV. Итог урока.

 

– Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее адание.

 

 Упр. 121, 122

Категория: русский язык | Добавил: dklass2013 (27.12.2014)
Просмотров: 2430 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 TravelerAvexy  
Your knowledge rather appealing. See too my site.

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-side самолетна почивка в турция 2024

ptmis+

1 Tylerpap  
Excellent weblog here! Also your website a lot up fast! What web host are you using? Can I get your associate hyperlink for your host? I want my site loaded up as quickly as yours lol
Per questo occasione verrà cliente il tuo figura. Chiaramente né sarai obbligato a rimbeccare a tutte le domande. Altresì nel avventura Per mezzo di cui rispondessi a tutte, potrai essere determinante nato da renderle invisibili agli altri utenti. https://www.free-weblink.com/EI_162838.html Note dettagliate su dating

@eerwq

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Дневник ребёнка
Сайт гимназии
ГИМНАЗИЯ №3 новый
Про школу ру
Блог род.комитета

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz