Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3»
г. Юбилейный Московской области
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
в 1 «Д» классе
Направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное
Составитель: Морозова Светлана Геннадьевна
учитель высшей квалификационной категории
2013 г.
Структура программы по внеурочной деятельности.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
3. Описание места программы в структуре ООП.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности.
6. Содержание программы по внеурочной деятельности;
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
8. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федераци»
- Методических рекомендаций «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования» (далее – ФГОС НОО).
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
- Концепции национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012.
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010;
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 3» г. Юбилейного Московской области на 2011-2015 гг.
- Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
- Положениеяо внеурочной деятельности на начальной ступени образования МОУ «Гимназия № 3» г. Юбилейного Московской области от 31.08.2012 года № 74/8
- Устава МОУ «Гимназия № 3»,
- Авторской программы регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников Г.А. Ворониной - Киров, КИПК и ПРО , 2007 г.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности курса «Подвижные игры» в 1классе «Д».
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В 1 классе ведётся 1 час в неделю, всего 33 часа.
Состав участников образовательного процесса
В 1 «Д» классе обучаются 28 человек (классный руководитель Морозова Светлана Геннадьевна), 13 девочек и 15 мальчиков, 2005 года рождения – 2 человека, 2006 года рождения – 24 человека, 2007 года рождения – 2 человека. Дети активны, подвижны и любознательны. Обучающиеся проходили подготовку к школе в группе «Дошколенок», остальные в «Покрове» и детских садах № 37, 1, 36, 5, 41. Родители всегда готовы помочь в организации учебно-воспитательного процесса, организации внеклассных мероприятий.
Описание места программы в структуре ООП
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 1 классе «Д».
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 1 классе «Д»
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе:
Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;
Знать :
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Содержание программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 1 классе «Д»
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Медведь спит, «Весёлая скакалка», «Снип –Снап», «Быстрая тройка»,«Хвостики», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др.
Календарно-тематическое планирование курса
«Подвижные игры» в 1 классе «Д»
(1 занятие в неделю, 33 занятия)
№
|
тема
|
развитие и формирование качеств у учащихся
|
игры
|
оборудование
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
1
|
Мир движений.
|
формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья
|
«Игра белок», «Разведчики», « Щенок»
|
кубики, мелки, обручи, скакалки
|
|
|
2
|
Красивая осанка.
|
формирование правильной осанки и развитие навыков бега
|
«Хвостики». «Паровоз»
|
гимнастические палки, ленточки. Скакалки
|
|
|
3
|
Учись быстроте и ловкости.
|
развитие ловкости; воспитание чувства ритма
|
«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный»
|
скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки.
|
|
|
4
|
Сила нужна каждому.
|
развитие силы и ловкости
|
«Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками»
|
мешочки, скакалка, коврики
|
|
|
5
|
Ловкий. Гибкий.
|
развитие гибкости и ловкости
|
«Снип –Снап», «Быстрая тройка»
|
гимнастические палки, скакалки
|
|
|
6
|
Весёлая скакалка.
|
развитие ловкости и внимания
|
«Медведь спит, «Весёлая скакалка»
|
кубики, скакалки
|
|
|
7
|
Сила нужна каждому.
|
развитие выносливости и силы
|
«Очистить свой сад от камней»,
|
мешочки, мячи
|
|
|
8
|
Развитие быстроты.
|
развитие быстроты
|
«Командные салки», «Сокол и голуби»
|
мячи, скакалки
|
|
|
9
|
Кто быстрее?
|
развитие скоростных качеств, выносливости
|
«Найди нужный цвет», «Разведчики»
|
мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
|
|
|
10
|
Скакалочка- выручалочка.
|
развитие силы
|
«Удочка с приседанием»,
|
скакалки, коврики
|
|
|
11
|
Ловкая и коварная гимнастическая палка.
|
развитие быстроты и ловкости
|
«Ноги выше от земли», «Выбегай из круга»
|
гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
|
|
|
12
|
Команда быстроногих «Гуси – лебеди».
|
развитие силы и ловкости
|
«Лиса и куры»,
|
обручи, гимнастические палки, скакалки
|
|
|
13
|
Выбираем бег.
|
развитие скоростных качеств, ловкости
|
«Кто быстрее?», «Сумей догнать»
|
мяч, фишки, флажки
|
|
|
14
|
Метко в цель.
|
развитие меткости и координации движений
|
«Метко в цель», «Салки с большими мячами»
|
кегли, малые мячи, большие мячи
|
|
|
15
|
Путешествие по островам.
|
развитие меткости и координации движений
|
«Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте»
|
мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
|
|
|
16
|
Развиваем точность движений.
|
развитие глазомера и точности движений
|
«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»
|
гимнастические палки, мяч
|
|
|
17
|
Горка зовёт.
|
развитие физических качеств выносливости и ловкости
|
«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»
|
ледянки
|
|
|
18
|
Зимнее солнышко.
|
развитие выносливости и ловкости
|
Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик
|
ледянки
|
|
|
19
|
Зимнее солнышко.
|
развитие выносливости и ловкости
|
«Кто быстрее приготовиться»
|
ледянки
|
|
|
20
|
Штурм высоты.
|
развитие выносливости и быстроты
|
«Штурм высоты»
|
флажки
|
|
|
21
|
Снежные фигуры.
|
развитие выносливости и ловкости
|
«Салки»
|
флажки
|
|
|
22
|
Закрепление. Игры на свежем воздухе.
|
развитие выносливости и ловкости
|
«Поезд», «Салки» и др. по выбору учащихся
|
|
|
|
23
|
Мы строим крепость
|
развитие физических качеств выносливости и ловкости
|
«Мороз – Красный нос» Игры по желанию учащихся
|
лопатки, санки
|
|
|
24
|
Мы строим крепость
|
развитие физических качеств выносливости и ловкости
|
Игры по желанию учащихся
|
лопатки, санки
|
|
|
25
|
Игры на снегу
|
развитие выносливости и скоростных качеств
|
« Горелки». Игры по желанию учащихся
|
флажки
|
|
|
26
|
Удивительная пальчиковая гимнастика.
|
развитие ловкости и быстроты
|
«Метание в цель», «Попади в мяч»
|
теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
|
|
|
27
|
Развитие скоростных качеств.
|
развитие скоростных качеств и меткости
|
«Быстро в строй», командные «колдунчики»
|
мячи
|
|
|
28
|
Развитие выносливости.
|
развитие выносливости, быстроты и реакции
|
«Назови имя», «Бездомный заяц», «Лошадки»
|
мяч, гимнастическая палка
|
|
|
29
|
Развитие реакции.
|
развитие быстроты, скорости, реакции
|
«Пустое место», «Часовые и разведчики»
|
мешочки с песком
|
|
|
30
|
«Удочка».
|
развитие быстроты и выносливости
|
«Удочка», «Не урони мяч»
|
булавы, мяч, фишки
|
|
|
31
|
Прыжок за прыжком.
|
развитие быстроты, ловкости, выносливости
|
«Прыжок за прыжком»
|
флажки, эстафетная палочка
|
|
|
32
|
Мир движений и здоровья.
|
развитие скоростных качеств , ловкости
|
«Хвостики», «Падающая палка»
|
ленточка, гимнастическая палка. мячи
|
|
|
33
|
Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.
|
развитие ловкости и быстроты
|
«Точный поворот», «Второй лишний». «Если бы ноги стали руками»
|
|
|
|
Описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» в 1 классе «Д»
1.В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
2. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.
3. Е.м.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
4. В.Г. Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
5. Г.А. Воронина . Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО , 2007 г.
|